Что есть искусство? Свет, жизнь, творчество, созидание, воплощение Прекрасного, вдохновение и источник вдохновения… А люди, которые до нас доносят этот свет?.. Зачастую их жизнь очень непроста...Мне всегда было интересно, почему они обладают удивительной, необычной, иногда странной или несчастной судьбой. Внутренний мир этих людей бесконечен , богат, безграничен... и они живут скорее в нем, в этом своем мире, чем в мире реальном. Слишком уж эта реальность бывает жестока, груба и - что самое ужасное -сера. А ведь что может быть страшнее серости - для художника? будь он художником цвета, звука или слова, неважно. Его призвание - окрашивать мир в яркие тона, о многообразии и бесчисленности которых мы, простые черно-белые, даже не подозреваем.
А один человек изменить весь огромный мир, окрасить весь этот громадный серый мир яркими красками палитры своей души не способен. Поэтому он решается действовать, творить, созидать в своем собственном мире, внутреннем, а не внешнем. Но жить постоянно в вымышленном мире не получается, рано или поздно нежданная гостья под именем Реальность врывается в жизнь каждого человека, и художника в том числе, потому что ей все равно, художник ты или нет. К сожалению, часто (или почти всегда) она бывает жестокой. И в один день этот хрупкий, зыбкий, кристально-чистый и хрустально-нежный и прозрачный мир, прекрасный внутренний мир разрушается. С вторжением реальности этот мир исчезает или искажается, становится другим. Внутренне прекрасное опрокидывается, перевоплощается, меняется, переворачивается...
Почему именно они? Приобщение к искусству всегда требует некоей возвышенности над окружающей повседневностью, открытости души и чистоты сердца. Души, прозрачной, как у ребенка. Именно такая душа, открытая для всего (т.к. изначально еще не ведает всего) - и добра, и зла - более всего подвержена влиянию со стороны внешнего, т.е. - реального. Такой душой легче всего управлять. Эти люди очень ранимы, впечатлительны и восприимчивы. Они часто живут мечтами и надеждами - ну не самый ли подходящий вариант для реальности? таких ведь легче всего ломать - и реальность сжигает их изнутри.
Но все-таки, что бы эта реальность ни вытворяла, стремление к высокому и прекрасному всегда в художнике остается. Ведь в этом - смысл его жизни, а этот смысл, равно как и саму жизнь, не в праве никто отбирать, даже реальность. Более того, чаще всего бывает так, что, сближаясь с реальностью, поняв и прочувствовав всю ее грязь (уж кто-кто, а художник, пожалуй, умеет чувствовать лучше всех), еще больше стремится возвыситься над ней, выбраться из нее и тем больше отдает себя искусству, назло этой реальности. Стремление к свету есть в каждом художнике, какой бы след ни оставила в его душе реальность. Иначе искусство погибло бы.
Да, красота все-таки спасет мир.
Профессия художника - великая профессия. Она намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Втоптанные в жизнь, встретившиеся один на один с действительностью - такой, какая она есть - пытаемые перевернутыми понятиями об их же деле, они выдержали все пытки, сумели найти красоту во всем, даже в самом уродливом и невзрачном, сохранить ее в прекрасном и не потерять ее и ее понимание и ощущение в себе. И донести все это до мира - мира серых глупых скептиков; художники и сумели их разукрасить в яркие тона.
Художник видит прекрасное во всем, что есть, во всем, что его окружает.
Разве не в этом есть Величие Человека? Находить свет не только там, где его видят все, но и там, где другие видят сплошной мрак...
Этим художники приближены к Божественному. Ведь художник - тоже своего рода творец, это посредник между Богом и человеком. Ангел, посланный с небес на землю и несущий благую весть: периодически он напоминает людям, как глубок, сложен (а порою и прост) и удивителен наш мир, как он соткан из цвета, света, слова и звука.
Но художник - не совсем творец, это уж слишком громко сказано, он -сотворец с Богом. Он как бы подсказывает, подчеркивает перед людьми ту красоту, которую они не сумели или не захотели разглядеть в одном из творений Бога, будь то пейзаж, пение птиц или же сам человек...

Художник не создает новый мир и не сможет никогда создать, потому что лучший и единственный Творец – Бог, а человек – лишь подражатель Ему. Художник лишь воссоздает те или иные творения Бога, но в своем понимании, так, как диктует ему его воображение (поэтому у всех художников разные произведения на одни и те же темы).
Он лишь передает (ведь художник – посланец, посредник между небом и землей), и т.о. «крадет» у Природы те или иные образы для своего творчества. И в этом состоит его вечное наказание – отсутствие полной свободы и зависимость.
Но кто ты такой, человече, чтобы возомнить себя наравне с Богом? Радуйся тому, что можешь быть хотя бы Его посланником, что ты Его видишь и понимаешь, что сам стремишься быть подобным Ему, а в том, что делаешь,- передаешь Его частицу, Его улыбку.
В этом – твое вечное раскаяние перед Ним
В твоем наказании – и твоя Награда.
Ведь что может быть прекраснее для художника, чем Радость творчества? Превозносящая его над всем миром, в то же время показывая величие этого мира и его красоту; открывающая перед ним новые, столь же прекрасные параллельные миры, зажигающая для него теплые огоньки, снова и снова вдохновляющая его на создание новых, бескрайних вселенных в каждой капельке утренней росы, в каждой прожилке только что появившегося на свет листика березы весной… Художник – это путешественник по параллельным мирам, переживающий с каждым мгновением жизни всех этих миров, а потому и несущий ответственность за эти жизни…
Истинное искусство (как и все истинное, в принципе) требует полной самоотдачи и абсолютной свободы и независимости. Что мы вкладываем в понятие свободы? В наиболее глубоком и широком смысле это означает абсолютное отречение от себя как от телесной оболочки, выход за рамки телесного, растворение в том, чем живешь, дышишь и чем себя ощущаешь. Не только душевное растворение (хотя, оно, конечно, в первую очередь), но и физическое…
Опять-таки: красота (она же – искусство) требует жертв.
Истинное искусство не приемлет телесного, даже если и воспроизводит телесное. Истинное творчество не знает рамок и границ. «Законов искусства не существует вообще, ведь искусство потому и становится искусным, что не повинуется никаким законам», как сказано у Э. Елинек.
Душа художников подобна крохотному деревцу в японском садике, внезапно распустившемуся, назло всем холодам, поздней осенью, но тут же истерзанному беспощадным порывистым ветром, сорвавшим с него его нежные, едва появившиеся цветы лавандово-лилового цвета… Ветер кружит их с неистово-ревностною силой вокруг дерева, породившего их, нарочно не давая им приблизиться к деревцу настолько, чтобы вновь воссоединиться с ним… Деревце плачет и радуется одновременно. Радуется, что они, его дети, живы, что оно видит их, как любая мать рада, видя свое дитя, и плачет, потому что уже никогда не сможет быть с ними вместе. А они ведь совсем рядом, и оттого боль еще сильнее…
Как много боли порой приходится им, художникам, вынести, чтобы сохранить хотя бы в себе и для себя эти цветы своей жизни, если случается так, что окружающий мир их не принимает!.. Сколько произведений искусства были непоняты и неприняты, сколько идей, возможно, важных, не смог и не захотел принять мир сухих серых скептиков… Сколько страданий был вынужден вынести Галилей из-за своей гипотезы. И все же, потом сказал самому себе: "И всё-таки она вертится!" Творя, художник вкладывает всю душу в созидаемое, отдает ему все свое сердце и вкладывает в него частичку себя… Произведение художника – его дитя, выстраданное им и подаренное миру, а потому и оторванное от него им же самим. Это душа, открытая для любви и ищущая в огромном мире хотя бы капельку любви и понимания. Или отвергнутая миром, который не захотел эту душу принять.
Я не говорю, что истинное искусство не подвластно человеку, что искусство в принципе не понятно человеку. Были да Винчи, Ван Гог, Боттичелли, Рембрандт, Рубенс, Моне, Россетти… Были Бетховен, Моцарт, Бах, Чайковский, Григ, Вагнер… Были, наконец, Гомер, Данте, Петрарка, Сервантес и Шекспир… Все они – признанные гении искусства. Но глубины сознания и подсознания человека, его разума и творческого потенциала еще так не изучены. Человек не знает о себе слишком многого. Пока. А потом – кто знает? Кто знает, на что будет способен (или, хотя бы, был бы способен) человек, умея летать или передвигаться со скоростью мысли? Или – обладая только душой? Наверняка, это было бы нечто не только невероятное, но грандиозное и великое. Границы сознания и подсознания, а вместе с тем, и творчества, расширятся или исчезнут совсем.
В этом плане истинным Творцом является, конечно же, Бог. Да и не только в этом, но и вообще. Принято считать, что понятие искусства связано с человеком, а по-моему, искусство вбирает в себя все, что, в свою очередь, связано с понятием Красоты и Прекрасного. А здесь человек уже – второстепенный персонаж, увы.
И сейчас человек заключен в рамки. Даже в искусстве (я уже не говорю о большем). Он обязан соблюдать какие-то правила, подчиняться общепринятым нормам и, к сожалению, в последнее время к этому так привык, что иногда даже не понимает, чего хочет на самом деле.
Человек плохо знает себя, а потому – и окружающий его мир. Но по своей природе он – Наблюдатель, и он старается познать и его, и себя.
И каждый из нас – художник: мы постоянно, сами даже того не замечая, что-то творим: свое настроение и настроение других людей, слова, поступки, эмоции, улыбки… Мы рождаем новые жизни, новые вселенные, даря их новым людям, сначала еще совсем крохотным, но уже таким для нас драгоценным… Мы так или иначе сталкиваемся с действительностью, которая пытается нас разрушить, но благодаря ей же мы становимся сильнее. Мы Творим Добро. Мы окрашиваем мир в новые тона, яркие и пастельные, солнечные и светлые… А разве не это ли самое главное?